Генератор информационных систем

Компания «Илада» разработала «Рули24» — универсальное комплексное решение, которое подходит для автоматизации и создания единой информационной системы предприятий малого и среднего бизнеса. Как создавать корпоративные информационные системы? С чего начать

Как говорят: «В начале было слово…» И при разработке нашего продукта «Рули24» мы тоже начинали с главного — с разработки ядра, которое до сих пор лежит в основе любого нового решения или модуля программы. Это — Генератор информационных систем «Рули24» (ГИС).

Сегодня расскажем о том, что такое ГИС, как он устроен и для чего необходим.

Один, два, три — старт! Ilada_s41

Проектирование любой информационной системы похоже на собирание мозаики: нужно внимательно собирать различные элементы, соединять их между собой так, чтобы сложился общий рисунок, четкий, без искажений и без пустых мест. При проектировании ГИС наши разработчики учитывали то, какие функции выполняет та или иная программа, как она будет обрабатывать данные, какие это будут данные, какие задачи будет ставить пользователь и прочее. По сути, мы проектировали ГИС так же, как архитекторы проектируют жилой дом, рассматривая здание с различных сторон. Сколько этажей в доме, сколько комнат, какая планировка, какая обстановка, из какого материала изготовлен дом, как проложены инженерные коммуникации, есть ли система безопасности? Вопросов масса. И на каждый нужно ответить. Причем, ответить четко, чтобы ответ был ясен без каких-либо уточнений и подсказок.

Для «Рули24» Генератор информационных систем — это архитектурная форма, на которую нанизываются дополнительно решения, модули, программы. Структура ГИС четкая: система, подсистема, задачи. Поэтому и дополнять, оказывать сервисную поддержку «Рули24» пользователям достаточно просто. Впрочем, об этом поговорим чуть ниже.

Перечень задач и операций

Разработчики ГИС сделали возможным группировать данные по различным характеристикам. Так, в системе можно отображать нормативные данные, оперативные документы, расчетные документы (те, что создаются на базе первичных данных). Также есть группа, которая включает заранее подготовленные данные и отчеты — из тех, что могут понадобиться в оперативной работе.

ГИС позволяет группировать данные по элементам (объектам) или исходя из операций, которые необходимо совершить при работе в системе с данными. Причем, каждый объект может быть отражен в одной или в нескольких таблицах, а в каждой таблице будут элементы, которые отображают те или иные данные. Генератор информационных систем хранит (а при наличии запроса точно отображает) перечень всех таблиц и всех элементов. Но главное — ГИС удерживает взаимосвязь между этими объектами и таблицами таким образом, что, двигаясь по иерархии, можно запросто дойти от любого объекта до системы, в которую он входит, или, напротив, в системе выделить один-единственный элемент самого нижнего уровня. Подобное решение особенно помогает тем, кто работает со складскими информационными системами и с большим количеством различных документов компании.

При возведении здания важно учитывать то, как оно будет функционировать. Соответственно, любой проектировщик или архитектор закладывают данные по газо-, водо-, теплоснабжению, по электроосвещению и прочие параметры. В ГИС «Рули24» также было уделено внимание вопросу распределения функций с перечнем операций, которые в принципе могут быть в этой системе. Как правило, при работе с данными проводят пять типовых операций: ввод, редактирования, удаление, просмотр, отображение. Кроме того, каждая таблица или каждый элемент имеют специфические операции. Например, есть банковский платеж, который не просто нужно внести в систему, но и переслать через интернет-банк. Или приходные ордера, накладные требуется регистрировать для бухгалтерии. Поэтому данную операцию тоже нельзя назвать общей для всех документов. Эти особенности также были учтены разработчиками ГИС: в системе для каждой таблицы и каждого документа предусмотрено выполнение как типовых, так и дополнительных (присущих только конкретной группе документов) операций. И при внимательном изучении станет ясно, что в Генераторе информационных систем отображаются и те, и другие операции. Помимо этого отображаются все документы, все элементы и данные этого документа, не только существующие, но и те, что были откорректированы — то есть документы могут менять свой статус в зависимости от того, в каком состоянии находятся. Скажем, договор может иметь несколько статусов: «черновик», «зарегистрирован», «закрыт» (если он прекратил свое действие), «модифицирован» (если появилось дополнительное соглашение к договору). На этой функциональной особенности системы построен внутренний документооборот модулей «Рули24».

Возможности для пользователей

ГИС «Рули24» удачно вместил еще и справочную систему. Что она дает? Возможность к каждой таблице, к каждому документу привязать описание элемента, справки — причем как по элементу, так и по таблице, по операциям. Таким образом, для каждой программы, созданной на базе ГИС «Рули24», мы можем делать еще и справочную систему с собственной базой отчетов, которая хранится в специальном хранилище. Важно то, что печатные, экранные формы документов и все их описания, шаблоны, которые позволяют импортировать или экспортировать данные по определенным форматам (txt, excel) без проблем хранят в системе и оперативно осуществляют прием и передачу данных из других подсистем. То есть потеря или предоставление неполной информации по запросу пользователя практически сводится к нулю.

Таким образом, имея инструментальные средства работы со встроенным документооборотом, обеспечением и сохранением единого словаря данных, единых данных по таблицам, представлениям и взаимоотношениям между таблицами, мы получаем механизм, на базе которого можно создавать и другие информационные системы. На данный момент у нас сделано около 200 задач по разным предметным областям, но в их основе лежит ядро — Генератор информационных систем .

Уникальность ГИС в том, что в системе одновременно хранятся формализованные (акты, накладные, договоры) и неформализованные документы. Причем, к формализованному документу всегда есть ссылка на связанный с ним неформализованный документ, и наоборот. Подобная взаимосвязь документов разного типа и от разных пользователей и быстрый переход между ними внутри одной системы есть только у «Рули24».

Еще одна из особенностей ГИС, которой мы гордимся, и которая нечасто встречается у конкурентов, — возможность создавать и хранить «Избранное». В системе любой документ, отчет, операция может быть «привязан» к конкретному пользователю. Каждый пользователь может создать свой «рабочий стол».

Причем, для разработчиков ГИС на порядок сокращает как время разработки новых задач и систем, так и время на оказание поддержки системам, с которыми уже работают пользователи. ГИС также позволяет при необходимости дорабатывать системы и расширять их функциональность. С этой точки зрения инструментарий ГИС полезен не только разработчикам системы, но и тем, кто развивает и сопровождает эту систему — нашим клиентам.

Кстати, в сентябре 2015 года мы получили в Федеральном агентстве по интеллектуальной собственности авторский патент на программу для ЭВМ «Рули24 Генератор информационных систем (ГИС)».

Генеральный директор компании «Илада» А.В.Нефёдов

comments powered by HyperComments