Александр Нефёдов: «Весь бизнес уходит в облака»

Использование облачных технологий, безопасность Дата-центров,  сила привычки и другие тенденции в ИТ технологиях в интервью с генеральным директором компании «Илада» Нефедовым А.В.

В «Стратегии развития отрасли информационных технологий в России на 2014-2020 годы», разработанной Министерством связи РФ» указано, что основными точками роста сегмента разработки программного обеспечения на ближайшие годы станут «облачные» технологии, системы автоматизации бизнеса, технологии обработки больших массивов данных и приложения для мобильных устройств. Другим перспективным сегментом отрасти являются компании, которые занимаются интернет программированием и разработкой интернет сервисов.
Сегодня в России использование облачных технологий становится все более востребованным со стороны предпринимателей, руководителей компаний малого и среднего бизнеса. И это понятно. Облачные услуги, по данным  BiSMART, позволяют экономить 40-50% операционных расходов компании в год. Кроме того, это удобно, так как хранение данных в интернет-облаке обеспечивает доступ к информации о компании  и позволяет работать с ней из любой точки мира. Главное — доступ в интернет.  А, по мнению Александра Нефёдова, генерального директора компании «Илада» (разработчик облачного решения для управления малым и средним бизнесом «Рули24»), облака идеально подходят предприятиям с растущими или меняющимися требованиями. По сути предприятие работает на использовании удаленных мощных серверов, и если потребности растут, то увеличить мощность облака очень легко. И наоборот, если мощность полностью не используется, ее можно уменьшить.
Александр Викторович, в облаках с точки зрения IT у предпринимателя появляется больше возможностей по расширению функционала своей корпоративной системы?
облачные-технологии
Предпринимателю и его компании работа в облаках позволит быть более независимыми при создании своей корпоративной системы. Раньше, приобретая компьютер, вы также покупали коробку необходимых программ. Подключали компьютер, брали необходимый диск (или несколько дисков) и устанавливали с него программы. Сейчас нет необходимости в покупке программ. Вы просто выходите на сайт производителя и скачиваете с него ту или иную необходимую для работы программу. Причем, вы постоянно будете работать на последней версии программного обеспечения, так как оно обновляется через интернет автоматически.
Означает ли это, что поддержание актуальной версии ПО сегодня уже не является заботой пользователя?
Если пользователь работает в облаках, то он может не беспокоиться об обновлении. Это — забота тех компаний и специалистов, которые поддерживают работоспособность всей облачной структуры.

Компания «Илада» работает исключительно в облаках?

Преимущественно. У нас есть собственный Центр обработки данных, авторские права на программы для ЭВМ  «Корпоративная информационная система ИЛАДА»,  «Рули24 Предприятие»,  «Рули24 Банк», «Рули24 Процесс», «Рули24 Генератор информационных систем». У нас есть лицензия на оказание  телематических услуг. Хотя думаю, вычислительные мощности мы в дальнейшем будем брать в более мощном центре обработки данных.
Рули24
Компания действительно может отказаться от собственного центра обработки данных?
Думаю, что рано или поздно придется это делать. В мире большинство компаний, которые оказывают услуги Soft as a Service, используют вычислительные мощности сторонних Дата центров. Еще пять лет назад, когда мы начинали продвигать SaaS, мне казалось, что все должно быть в одном месте: ПО, сервера, связь, технологии и прочее. Это было хорошее решение для работы: и нашей, и наших партнеров, и наших клиентов. Сейчас приходит время, когда и нам стоит переходить в крупный Дата центр, где удобнее инфраструктура и выше надежность.
Один из них создается в технопарке «Жигулевская долина». Компания «Илада» стала одним из первых резидентов технопарка с перспективой создания большого Центра обработки данных как под нужды других резидентов, так и для собственного развития. Всего по России около сотни Дата центров.  Крупные компании, такие как Сбербанк России, Х5 Ретейл групп, Яндекс, Гугл — уже активно пользуются услугами Центров обработки данных.

Как решается в Дата центрах вопрос защиты информации? Одно дело, когда вся информация хранится непосредственно на твоей территории, — все под контролем, безопасность обеспечена.  Размещение данных на стороне не навредит бизнесу?

Все уходят в облака. Это общемировая тенденция. Вопрос только остается в том, насколько быстро будет идти этот процесс, и как долго этому процессу будут еще «сопротивляться» крупные компании. Сила привычки и вера в то, что «свои не сдадут конфиденциальные данные» еще слишком сильные у многих руководителей. Однако с точки зрения безопасности внутренний инсайд обладает самым высоким риском. Сотрудник компании, имеющий доступ к серверам, к базе данных может скопировать всю информацию и уволиться.  В то же время компания, предлагающая услуги по хранению данных, собирается жить и работать долго — ведь это бизнес, это то, на чем собственно она и зарабатывает. То есть выгоднее купить  системного администратора компании, который точно знает, где и какая информация находится, чем системного администратора Дата центра, работа которого сводится к сохранению общего массива информации от множества компаний на серверах. Обеспечивать высокий уровень защиты данных клиентов — в интересах руководителей и сотрудников Дата центров. К тому же, как правило, в центрах обработки данных высокое разделение труда: кто-то отвечает за сервера, кто-то — за хранилища данных, кто-то — за программное обеспечения, кто-то — за копирование и восстановление данных. И практически нет ни одного специалиста, который знает всю систему целиком. Так что организовать сговор в этом случае сложнее.
Помимо этого данные еще можно и шифровать. И чаще всего — так и делают те, кто стремится максимально обезопасить себя. И каналы связи могут быть зашифрованы, что делает процесс копирования информации мошенниками или промышленными шпионами во многом бессмысленным.
Рули24

Александр Викторович, вы упомянули о силе привычки. Какие компании чаще всего оказываются консерваторами при переходе к облачным технологиям — SaaS или IaaS?

Повторюсь: тенденция ухода  в облака уже необратима. Это де факто уже становится стандартом работы для многих компаний. Растет число центров обработки данных по всему миру. Например, самый крупный строится в Китае — там будет более миллиона стоек. Но в Китае государственная политика способствует тому, что сфера IT развивается очень быстро. В нашей стране, к сожалению, часто приходится уговаривать, объяснять, в чем выгода облачных решений. Силу привычки сложно перебороть.
Конечно, новым компаниям, которые только выходят на рынок, гораздо легче переходить и принимать современные IT решения. Они хотят быть оперативнее, мобильнее.
Неохотно переходят в облака крупные предприятия. Как правило, они уже имеют в своей структуре отделы АСУ, штат программистов. Система работает налажено и бесперебойно уже много лет, а то и десятилетий. Все четко и взаимосвязано. Понятно, что новшества на таком предприятии будут восприниматься очень непросто. Предстоит длительный процесс адаптации, переучивания сотрудников, замена техники и прочее. Малый и средний бизнес гораздо гибче, поэтому  более оперативно проходит все стадии перехода процесса автоматизации.

В каком направлении будут развиваться облачные технологии?

На сегодня на рынке публичных облачных услуг востребованы такие сегменты как SaaS (Soft as a Service — программа как услуга) и  IaaS (Infrastructure as a Service — инфраструктура как услуга). На мой взгляд, в ближайшее время можно ожидать волны популярности и MaaS (Management as a Service — управление как услуга).
Получается, что и функции управления можно будет передавать сторонним компаниям?
Частично это возможно. Процессы оптимизации приводят к тому, что сейчас предприятия и компании должны выполнять только свою основную функцию — производство товаров и услуг — то, что у них получается лучше всего. Остальные функции — бухучет, логистика, склады, взаимоотношения с клиентами, маркетинг и прочее — можно передавать сторонним организациям. Сегодня компании малого и среднего бизнеса уже передают на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета и юридическое сопровождение. Также в целях экономии многие торговые компании отказываются от собственных логистических структур в пользу транспортных компаний или крупных логистических центров. А банки, например, уже давно приучили многих своих клиентов к трастовому (доверительному) управлению финансами.
Management as a Service предполагает, что некоторые функции управления компанией, предприятием переданы третьей стороне. По сути, это мы видим на примере АВТОВАЗа. Акционеры предприятия нанимают директоров (Бу Андрессон или Николя Мор), перед которыми ставят задачу — сделать предприятие прибыльным. И они работают над выполнением этой задачи, то есть управляют действующей структурой предприятия. В бизнесе все больше формируется разделение труда. Это правильно и экономически выгодно. Однако в результате остается мало людей, которые понимают в целом систему управления компанией или предприятия. Но при этом каждый руководитель отдела — специалист в своей области, и вместе они делают общее дело.

Переход в облака приведет к полному сокращению отделов АСУ на предприятиях и в компаниях?

В малом и среднем бизнесе — да. В собственных IT специалистах (системных администраторах) там уже не будет необходимости.  Но в крупных компаниях тенденция несколько иная. Они стараются держать под контролем вопросы информационной безопасности и ПО. Например, в Сбербанке сейчас работает 22 тысячи IT специалистов. У банка даже есть дочерняя компания «Сбертех», которая занимается исключительно разработкой и поддержкой новых программ и технологий для Сбербанка. В «Сбертехе» работает порядка 6 тысяч человек. Свои  IT структуры есть также у «Роснефти», «ЛУКойла», «Сибура». Они приобретают ПО на стороне и разрабатывают собственные корпоративные системы, которые не тиражируются. По этому же принципу работают и оборонные предприятия, органы государственной власти.  То есть там, где вопросам конфиденциальности должно быть уделено максимальное внимание, все еще предпочитают работать на внутренних системах и иметь собственные серверы. Хотя частично, могут переходить и на аренду серверов.
Все строем в облака не идут?
Нет, конечно. Крупные компании, холдинги все-таки работают по своим правилам. И им сложнее быстро выйти в облака в отличие от малого и среднего бизнеса. Поэтому пока в сфере информационных технологий параллельно действуют две тенденции: сосредоточение  IT сервисов в одних руках или уход в облака. Компания может выбрать любую из них. И как правило, по мере развития бизнеса может происходить переход от одной к другой. Так, пока компания начинающая, маленькая, то в целях оптимизации работает в облаках. По мере роста большой компании могут купить свой Центр обработки данных и перейти работать на собственный софт, на собственные каналы связи. Затем можно что-то арендовать, использовать как услугу или концентрировать все функции только на предприятии. У нас есть свой дата центр и мы предоставляем программы как услуги — Рули24
Нефедов_А_В
Генеральный директор ООО «ИЛАДА»
Нефедов Александр Викторович
Похожие публикации:
Веские аргументы. К вопросу аналитики в компании
Как стать конкурентоспособным? Увеличьте доходность предприятия
Как управлять предприятием не только в угоду фискальным органам
Начните бесплатно

2 thoughts on “Александр Нефёдов: «Весь бизнес уходит в облака»

Добавить комментарий