Мечты сбываются, а цели достигаются

Нефедов_А_В

«Может быть, тот, кто больше всех делает, больше других мечтает».

Стивен Ликок. 

Современный ритм жизни практически не дает нам времени останавливаться, заставляя постоянно ставить перед собой новые цели и добиваться их. Всё вокруг нас говорит о том, что нужно постоянно действовать, двигаться вперёд. Мечтам и долгим размышлениям практически не остаётся места. Ведь мечта — это нечто недостижимое, и разве стоит тратить на неё свои ресурсы?

И всё же мечтает каждый из нас. Именно благодаря мечтам мы имеем сегодня то, что нас окружает: автомобили, мобильные телефоны, дома из стекла и бетона … Просто у каждого человека разное понимание сути мечты и сути цели.

 Хочу и могу

Для начала определим, что такое «мечта» и что такое «цель».

Мечта — это то, что может сбыться. Это самый первый ответ человека на вопрос «Чего ты хочешь?»

— Хочу, чтобы был мир во всем мире

— Хочу, чтобы все были здоровыми

Мечта не поддается планированию. Ее исполнение фактически мало зависит от человека. И никто со 100% гарантией не скажет: сбудется она или нет. Хочешь, чтобы все были здоровы? Но в этом случае — каждый человек должен пожелать быть здоровым. Хочешь мира? Тогда правительства всех стран должны этого хотеть. Мечта всегда где-то впереди, в будущем.

И все же некоторые мечты обретают вполне реальные черты. Как сказал в свое время Фердинанд Порше,  создатель известной ныне автомобильной марки, «Все началось с того, что я огляделся по сторонам и, не увидев автомобиля своей мечты, решил сконструировать его сам». Вот и ответ на вопрос. Мечта не поддается планированию, но часть мечты можно преобразовать в цель. А путь к достижению цели уже можно расписать поэтапно. Полеты человека в космос тоже когда-то были мечтой. Потом ученые превратили эту мечту в цели, цели — в задачи, задачи — в планы действий, и, как результат, — освоили космическое пространство.

Цель — это тоже желание. Однако в отличие от мечты, это желание осуществимое, которое четко говорит «Я хочу, и я могу добиться этого». К примеру, я хочу отдохнуть на море. Тогда я покупаю билет и лечу отдыхать на курорт. Конкретная мечта превращается в цель, цель в задачу, задача — план и вот — вы уже греетесь на средиземноморском или черноморском пляже.

Да,  мечта может сбыться. Не понятно как, но она сбывается. Возможно, так сложились обстоятельства. Или — просто повезло. Ведь фактически человек не прикладывает усилия для того, чтобы мечта сбылась, либо только его усилий недостаточно. В тоже время для достижения большинства целей  достаточно только усилий одного человека, который четко знает, каким образом он будет выполнять поставленную цель.

Заявляя, что достанешь звезду с неба, ты прекрасно понимаешь, что это — мечта. Подарить звезду просто невозможно. Это небесное тело, оно находится за миллиарды и миллиарды километров от нас. При этом подарить миллион роз — это та мечта, которую можно превратить в цель — сорвать миллион роз и вручить любимому человеку. Впрочем, такой подарок можно счесть ерундой. Что такое миллион роз? Как любые цветы они быстро завянут. К тому же, как сказал один сатирик, у нас не принято дарить чётное количество цветов (или только на похороны). А для счастливой жизни нужно дарить миллион одну розу.

 Потребности и подражания

Итак, мечты — вдохновляют, а цели заставляют действовать. Причем ответственность за достижение цели всегда лежит непосредственно на том, кто ее поставил. При этом и мечты, и цели всегда зависят от внутренних и внешних потребностей человека. Внутренние потребности исходят от желания человека творить, быть мастером, созидателем. Внешние потребности — это подражание, желание быть не хуже, чем сосед, желание быть в центре событий, в центре общественной и политической жизни города, области, государства.

 

Таблица

Самая большая внутренняя потребность человека — это власть.

« Я хочу управлять другими людьми»

« Я хочу созидать, создавать дома (картины, музыку, дороги)»

« Я хочу быть лидером»

Самое высокое проявление этой потребности в человеке — мастерство. То, что присуще конкретному человеку, то, что всегда будет с ним. Мастерство — это не работа, не профессия. Это то, что ты умеешь делать, независимо от окружения. Так, многие художники пишут картины, которые при их жизни не продаются. Но спустя годы, уже после ухода творца их жизни, полотна могут стать очень дорогими и востребованными. Мастерство даже можно передавать через опыт и знания. Но захочет ли ученик стать мастером? Есть ли у него данная внутренняя потребность?

Или другой пример: человек хочет быть лидером, управлять другими.  Быть лидером в какой-то мере тоже творчество. Даже проводится множество бизнес-курсов, тренингов личностного роста, на который пытаются научить лидерским качествам. Но если нет внутренней потребности стать лидером, то научить лидерству невозможно. Ведь многие играют в футбол, но далеко не все потом становятся тренерами. Просто нет внутренней потребности быть тренером.

В чем-то внутренние потребности близки мечтам — они с трудом поддаются планированию без конкретной цели. «Хочу власти» — непонятно когда. «Хочу быть лидером» — не понятно где и когда. «Хочу быть мастером» — не понятно, как этого достичь. Получается, что каждая потребность должна преобразоваться в цель. Скажем, человек хочет получить власть. Но уровень власти тоже бывает разным: власть в организации, власть в городе, власть в государстве, власть в мире. Однако желание опять же не всегда может соответствовать способностям. В организации человек может получить власть, авторитет и признание, а вот на уровне города — нет. Или наоборот, прекрасно управляет городом, решает его проблемы, а в организации навести порядок бессилен.

Стремление к созиданию также имеет несколько уровней. Одному человеку достаточно  создавать конкретный продукт или услугу, другой находится в постоянном поиске, создает несколько проектов, создает организации, фирмы.  Пример второго — это предприниматель Олег Тиньков, которые создал, поставил на ноги и затем выгодно продал уже несколько своих компаний. Есть и  третий, высший уровень созидания — созидатель страны. Его цель «Хочу, чтобы страна была большой и сильной». Все цари и короли были созидателями своих стран и королевств. Им было интересно создавать мощные государства. Что бы не говорили про Иосифа Сталина и Владимира Путина — они тоже являются созидателями нашей страны. У них есть как потребность властвовать, так и потребность созидать.

Много нюансов и при определении внешних потребностей (подражаний).

«Хочу много денег»

«Хочу быть директором»

«Хочу состоять в партии (клубе, общественной организации)»

Потребность в деньгах — это желание многих. Но говоря «Хочу много денег», не всегда подразумеваешь, как их можно заработать. Так, трудно заработать миллиард, если торгуешь семечками на рынке. Ты хочешь получить много денег. Тогда нужно четко определить — от кого или  от чего ты можешь получать их? Готов ли человек получать много денег не только от заработной платы, а например, от размещения в банке депозитов, от акций компаний, в которые инвестирует средства. Амбиции у всех разные и возможности достижения цели у каждого свои. И если человек решает в дополнение к заработной плате получать доход от банковского вклада (цель), то начинает искать банк, выбирает вклад, определяет суммы, которую он положит на счет (задачи и планы). Таким образом, цель достигнута.

Еще одна сторона внешних потребностей — политика. Политика состоит в определенном родстве с властью, но иного качества и свойства. Отсюда — желание состоять в какой-либо партии, быть членом некоего клуба и прочее. И это вполне планируемый процесс. Хочешь вступить в партию или стать членом торгово-промышленной палаты, тогда пиши заявление, оплачивай при необходимости членский взнос и дальше двигайся к цели.

Семья, друзья, коллеги — тоже внешние потребности человека. Все имеют семью, значит и мне надо. Хотя сегодня приоритеты меняются.  Если раньше было невозможно не иметь семьи, детей, то сейчас многие задаются вопросом «А зачем?».

Размывается и потребность в друзьях. Конечно, чем больше друзей ты имеешь в различных сферах своей жизни, тем лучше. Но истинных друзей, с которыми играешь в футбол, ходишь в баню, отправляешься в сплав по горной реке, остается не так уж и много. Зато много друзей  в социальных сетях, с подавляющим числом которых лично никогда и не встретишься. Да и общаться с ними уже привыкаешь только виртуально.  Это подражание — общение. И оно зависит напрямую от человека: с кем общаться, а с кем — нет, с кем дружить, а с кем — нет. Но следует помнить, что настоящие друзья — это те люди, которым ты уделяешь личное время. Если ты им время не уделяешь, они уже не будут твоими настоящими  друзьями. Если ты предпринимаешь усилия, чтобы встретиться с человеком, провести с ним свободное время, поиграть в футбол, — это друг. Если вы только здороваетесь или просто работаете рядом, то не стоит заносить в список друзей простого знакомого. Знакомый может стать другом, но для этого необходимо приложить усилия.

Управляй желаниями

В чем принципиальное отличие мечты от цели? Мечта не имеет единицы измерения. «Хочу, чтобы все были здоровы» — это сколько, как здоровы? Невозможно ни количественно, ни качественно ощутить всеобщее здоровье. А вот цели измеряемы и качественно, и количественно, и по времени. К примеру, «Я могу купить машину через два года». Понятно: чтобы купить машину, нужно сделать то-то и то-то.

Иногда мечты превращаются в цели. Так, мечта полететь в космос оставалась мечтой, пока ее не поделили на цели: построить летательные корабли, подготовить пилотов, подготовить площадки.  Когда был выстроен алгоритм, что делать, чтобы полететь в космос, сформировались задачи и планы. И теперь космические полеты — привычное дело. В космос даже летают туристы.

Или другая мечта человека — быстрый поиск информации. В библиотеке зачастую непросто  найти информацию. И пока эту мечту не превратили в цели — накопление информации в электронном виде, создание поисковых систем, она так и оставалась мечтой. Сегодня же поисковик Гугл (Google) способен за несколько секунд предоставить искомую информацию. Причем для этого не нужно идти в библиотеку. Все доступно на экране персонального компьютера, планшета и даже смартфона. Часто именно из подобных мечтаний, которые затем преобразуются в цели, и создаются результативные компании. У тех же создателей Гугла была мечта не заработать деньги, а сделать эффективный алгоритм поиска информации. Или Фейсбук создавался для обмена фотографиями между студентами института, чтобы было интересно общаться.

Так и при управлении любой компанией, предприятием, фирмой мечты нужно  трансформировать в цели, чтобы добиваться успеха. Возьмите, к примеру, мечту организовать прозрачные отношения между сотрудниками внутри компании. И руководитель, и каждый сотрудник должны четко знать, чем занимается организация, какие задачи поставлены перед конкретным работником, насколько он загружен работой и так далее. Прозрачность необходима для того, чтобы, с одной стороны не было возможности работать спустя рукава, а с другой — у сотрудников не было больших перегрузок. Вроде бы, это не измеряемые вещи. Но если преобразовать мечту в цели, а затем в задачи и планы, то реализация кажется не настолько уж и сложной.

У меня есть мечты, которые преобразованы в цели. Например,

Мечта  — «Сделать жизнь многообразной и интересной». Цели – создание и проведение  семейных, родственных и клубных мероприятий.

Мечта – «Организовать прозрачные отношения между сотрудниками компаний». Цель – создание системы «Управление процессами»

Мечта – «Сделать так, чтобы работать и управлять было  легко и интересно». Цели —  создание программы управления «Рули24», создание завода по оказанию услуг, организация партнерской сети.

Мечтайте и ставьте цели! Мечты сбываются! Цели достигаются!

 

Нефедов Александр Викторович,

Генеральный директор ООО «ИЛАДА»

Президент ротари клуба «Тольятти Меркурий»

07.07.2015 г.

Похожие публикации:

Облачное ИТ решение Рули24 увеличивает эффективность управления предприятием

Вопросы проектного и процессного управления

Основы ОРУ — Организации, Руководства, Управления

 

Начните бесплатно

 

comments powered by HyperComments